По предварительным подсчетам «ТМТ Консалтинг» российский рынок телекоммуникаций в 2020 году показал результат в минус 0,7% и закончил на отметке 1,73 трлн руб.

Аналитики указывают на то, что даже во время предыдущий кризисов рынок рос, потому что его основные сегменты не достигли насыщения. Теперь, когда проникновение телеком-сервисов уже на предельных отметках, ресурсов для движения вперед не осталось – и пандемия сделала своё дело.

Если посмотреть на основные направления, то в сегментах мобильной связи, широкополосного интернет-доступа и платного ТВ был небольшой рост, но он оказался медленнее, чем в предыдущие годы. Поэтому не смог компенсировать падение доходов от фиксированной телефонии, межоператорских услуг и ряда других сервисов.

Доходы от мобильной связи в 2020 году выросли на 0,3% против 3,3% в предыдущем году: абонентская база операторов сократилась на 1,3%, до 257 млн, проникновение составило 175%.

Стало на 3,5 млн меньше SIM-карт: салоны связи закрылись во время режима самоизоляции, карточки не продавались, а еще сократился поток трудовых мигрантов. Кроме того, международный роуминг стоял на нулевых отметках, и это тоже ударило по бизнесу мобильных операторов.

В сегменте ШПД абонбаза выросла на 2,1% против 1,6% в 2019 году. Проникновение составило 61%. Очевидно, что спрос на широкополосный интернет был продиктован самоизоляцией и удаленной работой. Но рост новых контрактов не привел к пропорциональному росту доходов операторов: они увеличились лишь на 1,1% против 3,9% годом ранее. Сказались скидки, которые компании давали на волне новых подключений во втором квартале, а также требование правительства не отключать абонентов при нулевом балансе.

На рынке платного ТВ прирост новых абонентов в 2020 году составил 1,6% (для сравнения, это 2,5% годом ранее). Проникновение услуги составляет 81%, и рынку просто некуда расти. Пакетные IPTV-предложения по-прежнему держат операторов на плаву, а вот в кабельных и спутниковых сетях есть отток. Выручка операторов в итоге выросла только на 1,5% — существенно меньше прошлогодних 8,6%.

Дело в том, что лишь отдельные крупные операторы подняли цены на свои услуги. Кроме того, в сегменте IPTV из-за скидок произошло снижение ARPU.

За 2020 год от фиксированной телефонной связи отказались 2,3 млн абонентов, проникновение услуги упало на 3 пукнта, до 27%. Доходы от фиксированной телефонии за год сократились на 11,6%.

Что будет дальше? По мнению экспертов «ТМТ Консалтинг», весь первый квартал 2021 года рынок останется под влиянием негативных факторов. Вся надежда на восстановление роста мобильных подключений и оживление роуминга. Рост по итогам года, по прогнозам, составит около 2% в деньгах для всего рынка.

«Динамика рынка будет в первую очередь определяться ценовой политикой операторов», — говорится в отчете. По мере роста объемов потребляемого трафика и требований к пропускной способности сетей операторы будут делать ставку на более дорогие скоростные тарифы на услуги, включающие проводной интернет-доступ, а в мобильном сегменте будут продвигаться тарифы с большим или безлимитным объемом трафика.


источник «Телеком-Дэйли»

 

Сохраните страничку в:   

Наверх
ООО «ТВБизнес», Санкт-Петербург: +7(812)600-25-77 Москва: +7(495)668-30-55, mail@tvbs.ru

Напишите менеджеру в телеграм сейчас: